Воскресенье, 24.06.2018, 05:14
Приветствую Вас Гость

Баян и аккордеон в Новосибирске
8-952-935-3396

Поделитесь ссылкой на сайт с друзьями:

Новости сайта

Главная » Статьи » О баяне

Гармонь и баян...
Гармонь и баян... Для многих людей,далеких от музыки(да и для многих музыкантов,наверное,тоже) ,нет практически никакой разницы между этими двумя музыкальными инструментами.И гармонь называют "баяном",и баян -"гармонью". Действительно: оба имеют меха,которые нужно тянуть туда-сюда, у обоих какие-то кнопочки справа и слева... Вот, только,баян, почему-то, давно получил признание в музыкальном мире,а гармонь остается, по-большому счету,инструментом народным,на который "большие" музыканты смотрят свысока,можно даже сказать,с презрением.Почему так? И в чем отличия баяна от гармони (ну,или-гармони от баяна)? Давайте разберемся.
Баян Юпитер-типичный концертный готово-выборный баян высокого класса


В первую очередь хочется выделить главное,и,на мой взгляд,принципиальное отличие баяна от гармони - это хроматический строй(звукоряд).Что это означает? Чтобы выяснить это,нужно сделать небольшой экскурс в теорию музыки. Дело в том,что во всем мире довольно давно уже принят за стандарт музыкальный строй,состоящий из 12 звуков в каждой октаве с абсолютно одинаковыми промежутками между ними,равными полутону (напомню,что октава-это набор музыкальных звуков от "ДО" до "СИ").Так вот,такой строй и называется хроматическим.Именно он позволяет играть на баяне в абсолютно любой тональности и само понятие тональность не применяется к баяну,как музыкальному инструменту.


Ну в а чем же,всё-таки, разница между звукорядом гармони и баяна?А вот в том-то она и заключается,что каждая октава баяна(а их может быть и пять, и шесть) состоит из всех 12 звуков хроматической гаммы,в отличие от гармони-хромки, которая имеет в каждой октаве,лишь,7 звуков,название которых,наверное,многие помнят еще с детства:до,ре,ми,фа,соль,ля,си.В таком звукоряде не хватает звуков: до-диез(идет после до),ре-диез(после ре),фа-диез(после фа),соль-диез(после соль) и ля-диез(после ля).Вернее,некоторые из этих звуков есть и на гармони:это ре-диез и соль-диез для первой октавы,и фа-диез для второй.Но они вынесены в самый верх клавиатуры,то есть,как бы,сама конструкция стандартной гармони-хромки подразумевает,что использоваться они будут достаточно редко.Тем более,что гармонь изначально предназначалась для исполнения народной музыки,для которой не характерно использование хроматических ступеней-полутонов.
Если же мы взглянем на клавиатуру баяна,то увидим,что в ней белые клавиши чередуются с черными(это не всегда так,потому что бывают баяны и с одноцветной клавиатурой).Так вот,на этих черных клавишах баянист и извлекает те самые звуки-полутона,которых просто нет на гармони.
Теперь взглянем на левую клавиатуру баяна и сравним её с клавиатурой гармони.Первое,что бросается в глаза-огромное количество кнопок по сравнению с гармонью: от 100 в ученических баянах и свыше 100-в профессиональных концертных инструментах.Казалось бы,откуда столько звуков?Прежде,чем ответить на этот вопрос,нужно немного разобраться в классификации баянов по типу устройства механики левой клавиатуры.Согласно этой классификации баяны бывают готовые,выборные и готово-выборные.Готовые баяны-это баяны с готовыми аккордами в левой клавиатуре,то есть,при нажатии одной кнопки,благодаря специальной механике,звучит готовый аккорд(как и на гармони).В выборных баянах на левой клавиатуре можно играть также,как и на правой,набирая аккорды по своему усмотрению.Готово-выборные баяны имеют специальный переключатель,позволяющий играть по необходимости и с готовыми аккордами,и с выборными.Такие баяны универсальны и наиболее распространены в профессиональной среде,так как имеют практически неограниченные исполнительские возможности.
Теперь вернёмся к вопросу о количестве клавиш в левой клавиатуре.Дело в том,что в обычном ученическом баяне с готовыми аккордами и пятью рядами клавиш в левой клавиатуре звуков ,на самом деле,всего 48. Это 12 басов (от "до" до "си",включая все полутона),по одному мажорному аккорду от каждого баса,по одному минорному,и по одному септаккорду(в профессиональных концертных баянах обычно присутствует ещё один ряд клавиш в левой клавиатуре-это уменьшенные септаккорды).Остальные клавиши-дублирующие и предназначены для предотвращения больших скачков кисти,когда можно нажать более близкую клавишу.Вот ещё одно значительное отличие баяна от гармони: в нём для каждого баса есть все аккорды-мажорный,минорный,септаккорд( ну ещё уменьшенный септаккорд в концертных инструментах).Причём, расположение их очень удобное и логичное: каждый бас и аккорд от этого баса расположены в одном косом ряду в направлении от меха к краю корпуса.Таким образом,нажимая какой-то бас,мы уже точно знаем,что в этом же косом ряду расположен весь набор аккордов от него.Напомню,что в гармони-хромке 25х25,в отличие от баяна,от каждого баса есть лишь один аккорд(либо мажорный,либо минорный) и только нота "ре"(кнопки 2 и 16) имеет два аккорда-мажорный и минорный. Баян Этюд-типичный ученический баян с готовыми аккордами


Ещё одно отличие баяна от гармони заключается в том,что баяны практически всегда,кроме исключительно редких случаев,настраиваются "в унисон",когда парные голосовые язычки настроены строго в нужный тон.Гармони же очень часто настраиваются "в розлив",когда один из парных язычков строится чуть выше или ниже нужного тона,и,таким образом,при их одновременном звучании слышны характерные биения,как бы дрожание звука,придающее ему особую окраску.Однако здесь следует оговориться: не нужно думать,что настройка "в розлив"-характерное отличие гармони от баяна.Это не так.В России оба варианта настройки, и "в розлив" и "в унисон"были одинаково распространены.Разные виды гармоник настраивались по разному.
Теперь по поводу сложности освоения этих инструментов... Тут трудно сказать однозначно.Я считаю,что научиться играть на баяне те же мелодии,что и на гармони(имеется ввиду уровень мастерства,необходимый для их исполнения) ничуть не сложнее.Но дело в том,что баян предоставляет несоизмеримо больше возможностей для совершенствования своего мастерства,нежели гармонь,благодаря вышеописанным его качествам.Однако,гармонь,всё-таки инструмент гораздо более народный,чем баян и встретить её где-нибудь в глубинке наиболее вероятно,в отличие от баяна,являющегося инструментом более академичным.
Из своего личного опыта могу сказать,что после двух месяцев освоения баяна,когда я уже довольно уверенно играл на гармони,я стал замечать,что теряю навык гармониста (аппликатура-то другая!) и решил,что всё-таки буду продолжать совершенствоваться,как гармонист,а к баяну,если и вернусь,то очень не скоро.А тех,кто без труда играет на различных видах гармоник с разным устройством клавиатур и разным строем(например,с разным звуком на сжим-расжим мехов) я безгранично уважаю и считаю их очень талантливыми музыкантами.
Теперь отличие из личных наблюдений: если,начиная играть какую-либо мелодию на баяне,вы сместитесь всего на одну клавишу вниз или вверх в том же вертикальном ряду,то вы будете играть совсем в другой тональности(на полтора тона выше или ниже) с АБСОЛЮТНО ТОЙ ЖЕ АППЛИКАТУРОЙ. Когда я пытался осваивать баян,для меня это стало удивительным открытием!... На гармони такой фокус совершенно не прокатит...
Следующее отличие: концертные баяны,как правило - многотембровые.Специальные переключатели,позволяющие использовать голоса в различных комбинациях,дают возможность имитировать звучание других инструментов.Но это отличие баяна от гармони уже не является его приоритетом,так как и гармони всё чаще стали делать многотембровыми.Впомнить,хотя бы,Тульскую "Заказную" многотембровую или гармони мастера А.А.Сизова.
Вот,наверное,и все главные отличия баяна от гармони.А насколько они существенны,чтобы говорить о похожести этих инструментов,пусть каждый,теперь, сам решает.

Источник: http://poigarmonika.ru/statyi/240-garmon-i-bayan-v-chem-razlichiya.html
Категория: О баяне | Добавил: Roman (22.05.2012)
Просмотров: 6954 | Рейтинг: 2.2/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
О музыке [1]
О баяне [1]
О нас [4]
Экспресс-галерея
Перейти в галерею

Добавления
[26.01.2013][О нас]
Баян - душа народа! (Часть 4 - Система и методика)
[12.11.2012][О нас]
Баян - душа народа! (Часть 3 - Ученика видно издалека)
[15.06.2012][О нас]
Баян - душа народа! (Часть 2 - Рыжий, рыжий, конопатый!)

08.01.2018[Аудиозаписи]
Интервью на радио 1992 год. Мои ученики. "Дом радио".
26.01.2013[Видеозаписи]
По муромской дорожке. Артем Лякутин.
26.01.2013[Видеозаписи]
Пережитое. Артем Лякутин.
26.01.2013[Видеозаписи]
Полька (Захаров). Артем Лякутин.
26.01.2013[Видеозаписи]
Пьеса (Шашкин). Теймур Гусейнов.

Олег Гришин
С Вячеславом Алексеевичем Савиным
Максим Гофман
Популярное
Смотрели: 5613[Видеозаписи]
Крыжачок. Дима Биккулов.
Смотрели: 4857[Видеозаписи]
Кнопочки баянные. Нина Н. Лаврентьева, Игорь Савин.
Смотрели: 4167[Видеозаписи]
По муромской дорожке. Артем Лякутин.
Смотрели: 3877[Аудиозаписи]
Не слышно шума городского. Дмитрий Киселев, Павел Коренков.
Смотрели: 3582[Аудиозаписи]
Вот мчится тройка почтовая и Как под яблонькой. Андрей Ширяев.
Комментарии
Здравствуйте. Не подскажете где можно найти ноты этой композиции, ну или аудиозапись? мне очень нужно... Буду очень признательна

Напишите мне
Ваши пожелания и предложения:

Ваше
Имя:
Ваш
e-mail *:
Письмо *:

Новости по почте
Получать на E-mail:
новый материал сайта


Друзья
Городская школа искусств №29

ДК "Октябрьской революции" (КЦ "Кобра")

Игорь Савин и ансамбль "Веселуха"

Радио "Золотой Аккордеон"

Поиск